МИМЭО
Московский Институт Международных Экономических Отношений



:::::::: МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ::::::::

www.mimeo.by.ru:
Чат

Контакты:

Приемная комиссия:
(095) 956-1714; (095) 265-4053

Адреса корпусов Москвы
Адреса приемных комиссий

Официальный сайт:
www.mimeo.ru


Created by Rn21

ICQ Rn21:
165426550
Почта: mimeo@bk.ru

www.roman21-2.narod.ru


 
 
СТАТЬИ


Легко ли ГАСТАРБАЙТЕРУ в России

Прошло чуть больше года с того момента, как вступил в силу Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Можно подводить некоторые итоги, главный из которых — внедрение практики депортации выявленных миграционной милицией в ходе регулярных проверок иностранных граждан, незаконно находящихся в России. Как недавно отметил в интервью один из руководителей Главного управления паспортно-визовой службы (ПВС) Москвы, на сегодняшний день отправлено домой около 500 тысяч человек. Эта цифра примерно равна общей квоте, выделенной на привлечение иностранной рабочей силы в Москву и область вместе взятые. Вопрос, во сколько это обошлось бюджету, мы обсуждать не будем, очевидно, что это было недешево. Так почему же ситуация на рынке труда мигрантов не изменяется к лучшему? Почему по-прежнему в России много нелегальных рабочих? Попробуем в этом разобраться, тем более что руководители ПВС и миграционных служб почти не комментируют процесс трудовой миграции. Государственный статистический комитет был занят обработкой данных, полученных в результате Всероссийской переписи населения, и ему точно было не до анализа ситуации на рынке международного труда в России.
Главная тема, которая волнует руководителей и депутатов различных уровней, оценивающих закон, — защита прав и интересов иностранных трудящихся-мигрантов и недопущение эксплуатации. Однако иностранные работники и их работодатели не слишком рады такой заботе. Бытовая оценка сложившейся ситуации лучше всего выражается фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Начнем с того, что работодатели, желающие привлечь иностранную рабочую силу, и сами работники должны были ждать начала оформления где-то до апреля прошлого года, потому что на местах еще не было соответствующей инструкции. Процедура получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и оформления подтверждения на право осуществления оплачиваемой профессиональной деятельности по времени занимает как минимум два месяца. Понятно, что работу, которую выполняют иностранные работники-мигранты, нельзя останавливать. Ситуация, когда дома не строятся, дороги не ремонтируются, рынки не торгуют, а автобусы, трамваи и троллейбусы стоят в депо, недопустима. Все участники процесса это понимали и поначалу просто не обращали внимания на незаконное положение иностранцев. Но с конца прошлой весны положение резко изменилось, и теперь в результате проведения регулярных рейдов правоохранительные органы выявляют нарушителей паспортного режима и применяют к ним предусмотренные законом меры — штрафы и депортацию. Итак, что сейчас нужно сделать иностранному работнику, чтобы начать трудиться в России, и как должен действовать работодатель, желающий нанять иностранцев.
Действующими законами для иностранцев в России определены следующие основные термины, процедуры и сроки:

* иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
* лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
* миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;
* временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
* иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
* трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
* депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы, может находиться в стране в пределах срока, указанного в визе. Если иностранный гражданин прибыл в порядке, не требующем получения визы (это граждане всех стран СНГ, кроме Грузии), то срок его пребывания в России не должен превышать 90 суток. Все иностранцы, прибывшие в Россию, кроме членов официальных делегаций, глав иностранных государств, иностранных моряков и летчиков, должны зарегистрироваться по месту пребывания.
Если иностранец останавливается в гостинице, его регистрируют автоматически и без особых проблем.
А если, например, у друзей, родственников или просто арендует квартиру, процедура будет намного сложнее.
В Москве это может выглядеть так. Хозяин квартиры (собственник или ответственный квартиросъемщик) вместе с гостем берет в Едином информационно-расчетном центре (ЕИРЦ) копию финансово-лицевого счета и пишет заявление с просьбой зарегистрировать гостя. Там же получает квитанции на дополнительную оплату коммунальных услуг и оплачивает их. Затем заявление визируют начальники ДЭЗа и ЕИРЦ. Гость в это время в местном ОВИРе берет квитанции (или переписывает банковские реквизиты) на оплату сборов за оформление регистрации и оплачивает их. Затем со всеми этими документами и квитанциями вместе с хозяином квартиры, отстояв последнюю очередь, получает заветную печать на обороте миграционной карты. Если очереди будут небольшими, все ответственные работники будут на своих рабочих местах, местные начальники и работники ОВИРа не проявят излишнего бюрократизма и не станут превышать своих служебных полномочий, то вся процедура регистрации займет у иностранца не больше недели. Законом установлен срок в три дня. Если человек прибыл в Россию с целью поиска работы, то он совершенно спокойно может начинать процесс трудоустройства. Предположим, работа найдена. Теперь уже работодатель должен начать оформлять нужные документы. Наглядную схему действий и список необходимых документов предлагает Департамент Федеральной государственной службы занятости (ФГСЗН) населения по городу Москве, который выдает организациям (работодателям) заключения для получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Порядок таков. Организация подает в Центр занятости населения административного округа по месту регистрации необходимый комплект документов, а решение о выдаче заключения принимает Экспертная комиссия департамента на основе анализа состояния рынка труда города, руководствуясь принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Периодичность заседаний комиссии определяет департамент, однако они должны проходить не реже одного раза в месяц.
Приведем перечень документов, необходимых для получения заключения Департамента ФГСЗН по городу Москве:

* заявление, оформленное на бланке утвержденного образца (выдается в Центре занятости населения);
* копии свидетельства о регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для юридического лица);
* в случае если от имени работодателя выступает иностранная организация, не имеющая свидетельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, Центр занятости населения проверяет документы на русском языке, подтверждающие факт регистрации, и номер налогоплательщика, присвоенный работодателю в государстве регистрации (при наличии);
* копия свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя (для физического лица), документ, удостоверяющий его личность;
* заполненный бланк формы 1-ТН «Сведения о потребности в работниках» в случае, если работодатель не представлял ранее в Центр занятости населения заявку на заполнение свободных рабочих мест (вакантных должностей).

После получения заключения от ФГСЗН нужно собрать и подать в Управление по делам миграции (УПДМ) ГУВД г. Москвы пакет документов на оформление разрешения ФМС МВД России на привлечение иностранной рабочей силы. Пакет должен включать в себя:

* письмо на имя начальника УПДМ ГУВД г. Москвы;
* анкету на фирму;
* устав организации;
* лицензию на осуществление деятельности;
* свидетельство Министерства РФ по налогам и сборам «О постановке на учет в налоговом органе юридического лица»;
* свидетельство Министерства РФ по налогам и сборам «О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц»;
* сальдовую справку из банка;
* договор аренды;
* в случае размещения иностранной рабочей силы (ИРС) в общежитиях, строительных и бытовых городках и т. д. — сведения об адресах и условиях размещения (с предъявлением справки санитарно-эпидемиологической службы о соответствии требованиям санитарных норм проживания), справку из паспортного стола по месту нахождения общежития о наличии в нем достаточного количества свободных мест. В остальных случаях информация о месте проживания иностранных работников указывается в отдельном письме;
* бухгалтерский баланс за последний квартал;
* проект трудового контракта или сам контракт с иностранным гражданином либо другие документы, характеризующие отношения между работником и работодателем;
* заключение Департамента ФГСЗН по г. Москве;
* оригинал платежного поручения за оформление разрешения ФМС МВД России на привлечение ИРС;
* заявление на имя начальника ФМС МВД России о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Помимо перечисленных при необходимости Управление по делам миграции ГУВД г. Москвы может затребовать другие документы, касающиеся деятельности организации-работодателя. Сборы составляют 3000 рублей за оформление разрешения на привлечение иностранных работников и по 1000 рублей за каждое подтверждение на право работы, выдаваемое иностранному работнику. По времени вся процедура занимает два-три месяца. Вот и ответ на вопрос, почему так много нарушителей и со стороны работодателей, и со стороны иностранных работников. Если работодатель — небольшая фирма или индивидуальный предприниматель, то такая сложная процедура оформления, наличие субъективного фактора при принятии решения и большое количество документов их просто отпугивают. В результате на практике работодатель просто принимает на работу тех, кто имеет хотя бы регистрацию. Безусловно, такая ситуация создает благоприятную почву для различных нарушений. При этом никто не ставит под сомнение тот факт, что России действительно нужны рабочие руки. Мигранты, как правило, трудятся на монотонных тяжелых низкооплачиваемых и непрестижных работах, то есть там, где работать надо много, а денег платят мало. Это рабочие на стройках, дворники, дорожные работники, продавцы на рынках и пр. При этом нужно отметить, что привлечение иностранных работников дает возможность государству, особенно такому большому и динамично развивающемуся, как наша страна, решать свои народно-хозяйственные задачи более эффективно и с меньшими затратами.
Сравнивая ситуацию с работниками-мигрантами на рынке труда в СНГ с той, что сложилась в странах Объединенной Европы, мы увидим, что там все намного проще. Для того чтобы работать, например, в Германии, французу или испанцу не нужно вообще ничего, кроме контракта. А пока Европа объединяется (и даже перешла на единую валюту), мы в СНГ, к большому сожалению, сильно подвержены центробежным сепаратистским влияниям. Проблема безработицы — общая для всех стран СНГ. Когда в страну приезжает квалифицированный работник и качественно, быстро и недорого что-то создает, экономика государства только выигрывает.
Сейчас существуют две полярные точки зрения на процесс трудовой миграции. Одна — негативная: иностранные работники отбирают рабочие места у местного населения, формируют стабильные культурно-этнические группы, не ассимилируясь с местными жителями, что приводит к росту межнациональных противоречий, а также вымывают денежные средства в виде своей зарплаты из страны. Другая — позитивная: иностранные работники быстро и недорого работают, создают продукт, что позволяет стране-реципиенту своевременно и без лишних затрат решать задачи интенсивного развития собственной экономики. Кроме того, за счет ассимиляции иностранцев с местным населением повышается рождаемость в стране.
Исследования Международной организации по миграции (МОМ) показывают, что трудовая миграция — проблема не только и исключительно российская, но и общемировая. Ежегодно в мире мигрируют около 100 миллионов работников. Наши едут, к примеру, в Португалию, португальцы — во Францию, французы — в Германию и Швейцарию, немцы — в США, а американцы — в Европу. Как говорится в старой пословице: «Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше».
Безусловно, необходим контроль государства за привлечением и использованием иностранных работников, но должен ли он быть настолько запутанным, что многие и работодатели, и работники-мигранты в нашей стране избегают законных процедур оформления? Это и есть главный вопрос и итог годовщины вступления в силу Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кстати, предусмотрены и другие варианты получения иностранным гражданином права на работу в России. В следующей публикации мы их рассмотрим.

 


Обновления раздела:

 

 

 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz