Количество
вакансий в Москве растет с каждым годом, а с ним и приток
соискателей работы из области и других регионов России. Одни
приезжают, чтобы просто заработать денег, другие - поселиться
в Москве и сделать карьеру. Всем им нужна работа. Не стоит
забывать, что москвичи тоже нуждаются в рабочих местах. Поиск
работы в Москве — дело нелегкое, особенно для немосквичей.
Очень редко немосквичи ищут работу в том городе, где живут.
Обычно присутствует формулировка: “При необходимости согласен
на переезд в Москву”. Один из соискателей, житель Санкт-Петербурга,
даже пишет, что “это уже традиция”.
Прирост
соискателей работы в Москве
Чем
же манит всех столица? Тем, что уровень жизни здесь выше,
перспектив больше. Одни приезжают сюда, чтобы просто зарабатывать
деньги, другие — реализовать свою мечту поселиться в Москве.
И всем им нужна работа. Но не стоит забывать, что москвичи
тоже нуждаются в рабочих местах.
Поиск
работы в Москве — дело нелегкое, особенно для немосквичей.
Работодатели в большинстве случаев выдвигают такое требование,
как московская прописка. Хотя всем известно, что само понятие
“прописка” упразднено и существует теперь “регистрация”. Некоторые
работодатели не хотят брать на работу даже жителей Подмосковья,
не говоря уже о соискателях из регионов, имеющих временную
регистрацию. Официальный прием на работу сотрудника, не имеющего
московской регистрации, будет сопровождаться значительными
вложениями со стороны работодателя. Если это перевод с одного
предприятия на другое, то в соответствии с трудовым законодательством
работодатель обязан возместить расходы по переезду работника
и членов его семьи, а также по провозу имущества и обустройству
на новом месте жительства. Еще хуже дело обстоит с гражданами
сопредельных государств. Кому выгодно платить высокий налог
на заработную плату и взносы в пенсионный и социальный фонды
в случае официального зачисления в штат гражданина другого
государства?
И
тем не менее процент немосквичей, ищущих работу в Москве,
достаточно высок. По нашим данным, они составляют от одной
четверти до одной трети всех соискателей на рынке труда.
В
четвертом квартале 2002 года наблюдалась такая картина: 74%
соискателей — москвичи (с постоянной московской пропиской),
13,2% — жители Московской области и 12,8% — жители регионов
(часть из них имеет временную регистрацию в Москве). В третьем
квартале соотношение было другим: 67% москвичей, 14% жителей
Московской области и 19% жителей регионов. Это, скорее всего,
обусловлено временем года. Не так много людей приезжают в
столицу зимой, для этого чаще выбирают весну и осень. К тому
же весной и осенью всегда наблюдается наплыв только что окончивших
высшие учебные заведения молодых специалистов, среди которых
достаточно велик процент немосквичей.
Средний
возраст соискателей всех трех рассматриваемых категорий примерно
одинаков — около 30 лет. Наиболее активная возрастная группа
— от 20 до 40 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Наиболее
широкий диапазон возрастов — от 17 до 66 лет — представлен
мужчинами, проживающими в Подмосковье. Самые молодые соискатели
— юноши из регионов, минимальный возраст — 15 лет.
Высокий
конкурс трудоустройства
В
последнее время создается впечатление, что Москва просто набита
безработными юристами и маркетологами. На эти должности в
основном претендуют мужчины. Видимо, слишком много таких специалистов
выпускают вузы, и сейчас как раз настал период, когда предложение
в этой области значительно превысило спрос. Кроме юристов
и специалистов по маркетингу в пятерку наиболее востребованных
мужчинами должностей входит менеджер по оптовым продажам продуктов
питания.
В
IV квартале 2002 года соискатели-москвичи хотели бы зарабатывать
в среднем $943,7, мужчины из Подмосковья — $959,4, мужчины
из регионов — $913,3. В III квартале 2002 года эти показатели
были следующими: $918,5 — москвичи, $837,8 — жители Подмосковья,
$782,3 — соискатели из регионов. То есть если в III квартале
прошлого года соискатели из Москвы запрашивали больше, чем
жители Подмосковья и регионов, то в последнем квартале прошлого
года положение выправилось за счет значительного повышения
запросов соискателей-немосквичей при оставшихся на прежнем
уровне запросах столичных жителей.
Женщины,
в свою очередь, показали, что есть две категории — бухгалтерия
и офисный персонал, которые всегда представлены большим количеством
соискательниц. Бухгалтерам и секретарям действительно несладко
придется, несмотря на то, что текучесть среди них достаточно
велика. Может быть, это уже сложившийся стереотип, что стартовая
позиция для каждой девушки — секретарь, а если образование
у нее экономическое — помощник бухгалтера или бухгалтер. Конкуренция
здесь очень жесткая.
Желаемая
средняя заработная плата женщин-москвичек в IV квартале 2002
года составила $565, жительниц Подмосковья — $480, жительниц
регионов — $540. То есть требования соискательниц из Подмосковья
ниже требований москвичек и соискательниц из регионов. По
сравнению с III кварталом 2002 года запросы москвичек и жительниц
регионов остались на прежнем уровне, а вот соискательницы
из Московской области в общем снизили свои требования по заработной
плате.
Нужно
отметить, что многие соискатели не могут определиться в вопросе
оплаты своего труда. 48,2% москвичей, ищущих работу, не указали
желаемую заработную плату, среди жителей Подмосковья таких
40,6%, среди соискателей из регионов — 56,5%.
Конечно,
когда многочисленные специалисты пытаются найти работу в одном
и том же городе и претендуют на одни и те же должности, прорваться
достаточно сложно, тем более не имея постоянной московской
регистрации. Какие могут быть преимущества у человека, который
не проживал и не работал в столице? Если, например, он занимал
руководящие посты, то у него есть связи в регионах, что может
быть важно для людей, ведущих оптовую торговлю. Многие фирмы,
как российские, так и зарубежные, открывают в Москве свои
представительства, и им требуются специалисты, которые будут
работать с регионами, представляя их продукцию. Гораздо труднее
придется мужчинам-юристам (и маркетологам) и женщинам-секретарям
(и бухгалтерам). При прочих равных характеристиках им придется
козырять каким-то уникальным опытом работы или редкостью отрасли,
чтобы работодатель непременно захотел создать все условия
именно для них.